Государственное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №250

Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

ОКРУЖАЮЩИЙ     МИР

 

 2 класс

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Учитель: Кононова Т.В.

                                                                                  высшая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009 год

ТЕМА УРОКА:

 

«Растения и животные зимой.

Невидимые нити в зимнем лесу»

 

 

             Цель:

 

 Познакомить учащихся  с изменениями, которые произошли в жизни растений и животных с приходом зимы, и обогатить знания детей о природных связях.

 

               

 

 

 

           Задачи:

 

          1.Обучение детей распознаванию деревьев зимой по внешним

           особенностям; зимних следов  зверей и птиц.                      

         2. Развитие мышления, фантазии, умения представлять, обобщать,        

             доказывать.

          3. Воспитание у учащихся бережного отношения и любви ко всему

              живому,  к природе.

 

 

           Оборудование: картинки с изображением лесных животных,

                                            пейзажа, рисунки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

 

I Организационный момент.

   

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

 

II Закрепление пройденного материала.

 

   На доске написано стихотворение. Читает учитель.

 

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

 

   Давайте вспомним, что мы изучали  на предыдущих уроках. что видели, о чём узнали.

 - провели заочную экскурсию в зимний лес,

  - побывали в «Зимней галерее»,

   - слушали мелодии зимы

   - подбирали пословицы, загадки, народные приметы о зиме,

   - читали стихи, рассказы,

   - рисовали рисунки,

   - наблюдали за изменениями в природе).

 

   О чём самом главном говорили, что обсуждали, наблюдали?

(зимние изменения в неживой природе).

   Вы помните, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? Вот сейчас мы это и проверим.

 

                                                   дни… ,  

                                                    ночи… ,

                                                    почва, водоёмы … ,

                                                    температура воздуха … ,

 

Я предлагаю вам разгадать загадки о явлениях природы, определить относится ли это явления к зимним и доказать это.

 

  1. 1)Он летает белой стаей 

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

      Он и белый, и мохнатый,

      И пушистый, как медведь.

      Раскидай его лопатой,

      Назови его, ответь.

 

   Итак, СНЕГ  или  СНЕГОПАД  - это зимнее явление природы, как вы считаете?

   Почему снегопад не бывает в другие времена года?

   

  1. 2)Чтобы осень не промокла, 

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежные сады.

 

Относится ли это явление природы к зимним?

 

  1. 3)Что за чудо-красота! 

Расписные ворота

Появились на пути.

В них ни въехать, ни войти!

 

А это зимнее явление природы? Почему?

 

  1. 4)Не снег и не лёд, 

А серебром деревья уберет. (изморозь)

 

  1. 5)Рассыпала Лукерья 

Серебряные перья,

Закрутила, замела

Стала улица бела! (метель).

Это зимнее явление природы? А что такое метель?

(снегопад с сильным ветром).

 

  1. 6)Кто всю ночь по крыше бьёт, 

Да постукивает,

И бормочет, и поёт.

Убаюкивает.

 

Это зимнее явление природы? Почему?

(оттепель зимой)

 

  1. 7)Продолжите стихотворение Валентина Берестова. 

 

Не идётся и не едется,

Потому что … .            (гололедица)

Но зато прекрасно падается,

Почему никто не радуется?!

 

Итак, ребята! Давайте, ещё раз перечислим явления природы, которые происходят зимой.

(снегопад, метель, гололедица, изморозь).

 

Вот теперь я убеждена, что вы хорошо запомнили материал прошлого урока.

 

 

III Работа над новым материалом.

     

         Сообщение темы урока.

 

             Мы знаем, какие изменения произошли зимой в неживой природе.

Но ведь в природе всё … (взаимосвязано). Значит, если произошли             изменения в неживой природе, то произошли изменения и в живой природе.

 

           Вспомним, что относится к живой природе?

           (животные, растения, человек, грибы, микробы, бактерии).

 

           Сегодня на уроке мы посмотрим, как зима отразилась на жизни    

            Растений и животных.

 

 

     1). Изменения в жизни растений.

 

           У многих растений есть так называемый период отдыха, в основном    

           это зима.

          Вспомните зимний лес.

          - Как зима отразилась на жизни растений?

          - Как зимуют деревья?

          - Все ли деревья сбрасывают листву на зиму?

            (показ ветки сосны, ели).

          - Как называются такие деревья?

           (вечнозелёные, хвойные)

           Вечнозелёные деревья стоят с листвой несколько лет и теряют листву      

            постепенно, по мере роста новых листьев, поэтому они никогда

            не бывают голыми.

 

            Как можно узнать лиственные деревья, если на них нет листвы?

            (берёза – по коре, стволу, веткам, семенам)

            величественный дуб – листья, усохнув по осени, облетели не все).

           

            Многие деревья зимой похожи друг на друга. Но всё же многие их

            можно распознать по плодам, по семенам.

            Что это за деревья?

            (рябина – гроздья ягод, корм для птиц),

            ясень – крылатки

            клён – крылатки, пропеллеры

            липа – крылатки, коробочка с семенами

            ольха – прошлогодние шишечки).

 

            Как зимуют кустарники и травы?

             

            РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. Стр.134

               

            Рассмотрите картинки. Какие же растения можно увидеть зелёными

            под снегом?

            Почему эти растения не мерзнут, не погибают зимой от морозов?

            (снег уменьшает теплоотдачу земли)

 

2) Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

 

            А теперь, ребята, встали!

            Быстро руки вверх подняли,

            В стороны, вперёд, назад,

            Повернулись вправо, влево,

            Тихо сели, вновь за дело.

 

3) Изменения в жизни животных.

 

            Как вы думаете, изменения, которые произошли зимой в неживой

            Природе и в жизни растений как-нибудь повлияли на жизнь

             животных?

             Кто относится к животным?

             Как же зимуют рыбы, насекомые, земноводные?

             а) В их жизни наступило затишье, насекомые спрятались под кору

             деревьев, земноводные и пресмыкающиеся – в спячке, рыбы спят

             на речном дне.

             б) А вот птицы ведут активный образ жизни.

              Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

              Чем они питаются?

              Что птицам страшнее – холод или голод?

               Прилетают к нам с севера… (чечётки, клесты, свиристели).

               Как человек помогает птицам пережить зиму?

 

              По ходу учитель делает небольшие сообщения о некоторых птицах,

              Опираясь на знания учащихся.

 

СИНИЧКА.

 

   Головка у этой птички в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмные, грудка

ярко-желтая. Зимой ест зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но больше

всего охотница она до свежего несолёного сала.

 

ДЯТЕЛ.

  Дятел лечит деревья: вредных насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достаёт.

   У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твёрдыми зазубринами. Называют его лесным доктором в красной шапочке.

 

КЛЁСТ.

 

  Клёст выводит птенцов в зимнюю стужу. Самочка на ёлке или сосне выводит птенцов. Почему выводит птенцов зимой? Называют их северными попугайчиками. У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами.

 

ПОПОЛЗЕНЬ.

   Поползень – это имя очень подходит этой птице. Он буквально прижавшись к стволу дерева ползает по нему хоть вверх головой, хоть вниз головой. Делает кладовые с запасами, а также питается личинками из-под коры.

 

в) Почему зверям так же трудно зимой, как и птицам?

    Как изменилась жизнь животных с приходом зимы?

    Послушайте внимательно моих помощников о зимней жизни зверей.

    ЗИМНЯЯ ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ.

 

 

ЛОСЬ.

   

     Лося называют лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая ветви. Если встретит поваленную осину, обглодает кору. Чтобы насытиться лось съедает за день больше тысячи веток. В начале зимы он сбрасывает рога. Новые рога вырастают к следующей осени.

 

 

ВОЛК.

 

   Волк- сильный и умный хищник. Его добыча не только зайцы, но и крупные звери – лоси, кабаны. Волки живут в стае. 10-12 волков преследуют свою добычу. Но часто остаются голодными. Поэтому в народе говорят: « Волка ноги кормят».

 

 

ЛИСА.

 

   Охотится лиса в сумерках за птицами, зайцами. Люби, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Такую добычу называют мышкованием. Уничтожая мышей , лиса приносит пользу. У лисы отличный слух. Мышиный писк она слышит за 100 метров. От непогоды лисица прячется в норе.

 

 

МЫШИ  И  ПОЛЕВКИ.

 

 

   Мыши и полевки зимой почти все время проводят под снегом. Снег защищает от холода и врагов. Под снегом зверьки роют хода, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, а также ветки, с которых они обгрызают кору. Часто у них бывают запасы с осени. Мыши и полевки очень похожи, но у мышей хвостики  длиннее, чем у полевок. У этих животных много врагов: лиса, сова.

 

 

     

                 

               

            ЗАЯЦ.

 

 

   Заяц –зимой питается веточками осины, берёзы, ивы. Наведывается в сады, где обгрызает кору с молодых деревьев. Заяц легко передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы не проваливаются в снегу, так как они обросли густой шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. Зайца от хищников спасают ноги. За время погони он может пробежать за час 70 километров. Зайцы сменили окраску с серой на  белую. А спят они с открытыми глазами.

 

 

БЕЛКА.

 

 

    Белка сменила окраску и стала серенькая. Это очень быстрый зверёк. Хорошо прыгает с дерева на дерево. Хвостом управляет белка, как рулём. С осени много грибов развесила она в лесу, много орехов закопала она в разные места. Их называют «лесные кладовые». Живет белка в дупле или в гнезде, которое называется ГАЙНО. В сильные морозы белка спит 20-22 часа в сутки.

 

 

КАБАН.

 

 

   Прокормиться кабану зимой легче, чем многим животным. Он выкапывает из-под снега жёлуди, орехи, зелёную траву. Если попадутся мышь, полёвка или насекомые, кабан всё съедает. Кормится он днём, а ночью отдыхает.

 

 

ЛАСКА.

 

 

   Мы уже упоминали этого зверька. Это ловкий хищник. Забирается за мышами прямо в их норы. Летом у ласки спинка коричневая, а животик белый. К зиме она становится белой и незаметна на снегу.

 

 

 

3) Зимой, когда земля покрыта снегом, каждое животное обязательно «распишется» в «зимней книге» леса, оставит свои следы.

 

     Рассмотрим следы животных на странице 135 учебника.

     Чьи это следы?

     Посмотрите на другие следы. ( на доске картинки).

 

     Зима – очень серьёзное испытание для животных и растений. Чем мы можем помоч

     Животным? А растениям?

     Как вы думаете, деревья дружат с животными?

     А хотите узнать с кем дружит ель?

РАБОТА  ПО  УЧЕБНИКУ, стр. 140 (читают ученики)

 

     Рассмотрите рисунки.

     Каким птицам и зверям ель даёт укрытие?

 

IV  ИТОГ УРОКА

 

     Продолжается ли активная жизнь животных и растений зимой?

     Что интересного узнали о жизни растений и животных зимой?

     

     А закончим наш урок ИГРОЙ.

     Если правильно отгадаем слово, то будем считать, что каждый из вас потрудился

     сегодня на славу!

 

 

ИГРА.

 

     На доске слова (около каждого слова – буква). Должно получиться слово СНЕГОПАД

     – 8 букв. На доске слов и букв больше.

 

     СНЕЖИНКА                 Н
    ЛОСЬ                              Г
    ЛАСТОЧКА                  Ж
    ДУБ                                У
    КЛЁСТ                            С
    ЗАЯЦ                              О
    ЛИСТОПАД                  Ф
    БЕРЁЗА                          Д
    ИЗМОРОЗЬ                    П
    СИНИЦА                        Е
    ЯСЕНЬ                            А

 

     Задаю вопросы, дети должны выбрать правильный ответ, а в тетради записать букву,

     стоящую около слова, обозначающего верный ответ.

 

  1. 1)Какая птица зимой птенцов выводит? (клёст) 

  2. 2)Дом её на белой туче 

Но ей страшен солнца лучик.

           Серебристая пушинка,
           Шестигранная … (снежинка).

  1. 3)Зимующая птица - … (синица). 

  2. 4)Настоящий лесной великан. (лось). 

  3. 5)Шуба серая для лета, для зимы другого цвета.  (заяц). 

  4. 6)Что это за зимнее явление природы? 

Удивительно красиво становится всё вокруг. Особенно красиво в это время в лесу в парке.  (изморозь).

  1. 7)Плоды какого дерева вы видите? (ясень). 

  2. 8)Узнай название дерева. 

Крона этого дерева бывает кудрявой и плакучей, кора светлая с чёрными крапинками.  (берёза).

     

 

Какое слово у вас получилось?

 

С Н Е Г О П А Д

 

Что это такое?

Скоро и мы всё таки дождемся снегопада. Настоящей снежной зимы.

Вы работали хорошо. Молодцы.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 

Страница учебника 134-141

По желанию нарисовать рисунки на тему: «Зимний лес».

                                                                         «Жизнь животных зимой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

  1. 1.Ю.Р.Васильев. Занимательное природоведение. Издательство «Омега», 1997г. 

 

  1. 2.Игры и загадки на уроках природоведения. Методическое пособие. С-Пб, 1995г. 

 

  1. 3.В.В.Волина. В гостях у природы. Сборник рассказов, сказок, стихов о природе 

России и временах года. С-Пб. Виктория – Специальная литература. 1997

 

  1. 4.Э.Н.Криворучко, Б.Б.Запартович, Л.И.Соловьёва. С любовью к природе.  

Издательство «Педагогика», 19

.

  1. 5.В.В.Бианки. Лесная газета. 

 

  1. 6.Г.Скребицкий. Четыре художника.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

 

 

     На снегу следы – как книжка.

     Куропатка, горностай,

     волк, сохатый, даже мышка –

     пишут все. А ты читай!

                                                      В.Головин.

 

 

СНЕГ не согревает землю, а только помогает сохранить тепло. Рыхлый снег уменьшает теплоотдачу земли.

 

 

ПОЧЕМУ ПОД СНЕГОМ НЕ ЗАМЕРЗАЮТ РАСТЕНИЯ?

     В рыхлом и не слежавшемся снегу очень много воздуха. Такой снег хорошо сохраняет тепло. Если взять 10 литров рыхлого снега и растопить его, то получится 1 литр воды, остальные 9 литров приходятся на воздух.

 

 

ЗИМНЯЯ СПЯЧКА. Глубокий сон, 6-7 месяцев. Температура тела резко понижается.

     У летучих мышей она понижается до нуля градусов. Пульс в спячке 8-9 ударов, а в обычном состоянии 400 ударов. Представители: ежи, лягушки, змеи.

 

 

ЗИМНИЙ СОН менее продолжительный, 5 месяцев. Температура тела  и пульс постоянные. Представители: медведь, барсук.

 

 

 

ПОЧЕМУ ЛИСУ НАЗЫВАЮТ ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА.

 

   Примерно 600 лет назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А поскольку издавна лиса в народе считается зверем хитрым, то и отчество она получила Патрикеевна.